Нейробиологи заметили необычное влияние приобретения способности читать: оно значительно меняет мозг.
Чтение – это настолько новая способность в человеческой эволюции, что в наших генах до сих пор не появился особый «участок чтения». Во время приобретения способности к чтению происходит определенный процесс изменения в мозге. Ученые из Германии и Индии исследовали данный феномен и определили, какие особенности ему присущи.
Когда человек учится читать, участки мозга, принимающие участие в распознавании многих сложных объектов, как, к примеру, лица, становятся задействованы в составлении отдельных букв в речь. Некоторые части нашей зрительной системы впоследствии становятся посредником для взаимодействия визуальной и речевой систем.
«До сих пор считалось, что все изменения касаются лишь внешнего слоя мозга – коры, которая, как известно, быстро адаптируется к новым изменениям и испытаниям», – говорит профессор психолингвистики из Института Макса Планка (Германия), который руководил научно-исследовательским проектом. Он вместе с коллегами из Центра биомедицинских исследований при Центральном университете Хайдарабада (Индия) смог обнаружить изменения, которые происходят в мозге взрослого человека, который учится читать и писать.
Для исследования ученые пригласили волонтеров из Индии, которым от 30 лет и которые не умеют читать и писать. Во время учебы научные сотрудники с помощью оборудования смогли наблюдать за изменениями в мозге испытуемых. Оказалось, что процесс обучения ведет к реорганизации структур мозга, находящихся в его глубине – таламуса и мозгового ствола.
Поразительно, что этот сравнительно молодой феномен человеческого чтения и письма способен менять древние участки мозга, которые присутствуют в мозге у многих других млекопитающих.