Международная команда ученых не рекомендует слишком хвалить детей за их ум и сообразительность: так они станут менее честными.
Похвала является одной из самых распространенных форм поощрения, используемой родителями и учителями по всему миру. Однако она может применяться неправильно и иметь неприятные последствия. Дети, которым говорят, что они умные, или что они такими считаются в обществе, больше подвержены стать нечестными и - к такому заключению пришли ученые из Торонтского университета и их коллеги из США и Китая.
В двух исследованиях ученые определили, как влияет разная похвала на способы достижения целей детьми. В первом эксперименте определенных детей дошкольного возраста во время выполнения заданий хвалили за то, что они умные, и впоследствии те начинали идти на уловки и хитрости для выполнения задания. Другим детям говорили, что они хорошо справляются с заданием – эта часть детей выполняла задание более честно. Второй эксперимент, в котором детям говорилось, что их все считают умными, показал похожие результаты.
Суть эксперимента заключалась в игре на угадывание. Во время игры 3- и 5-летних детей хвалили одним из двух способов: за ум, говоря, к примеру: «Ты умный», или за успешность, говоря, например: «В этот раз ты хорошо справился». После получения похвалы дети продолжали играть. Исследователи затем покинули комнату, попросив детей пообещать, что не будут жульничать. Скрытая камера помогла ученым отследить поведение.
«Похвала более сложна, чем кажется, – объясняет причины данного явления профессор Канг Ли. – Похвала способности ребенка, например, ума, намекает на то, что определенное поведение как раз и придает ему такую способность. Такая похвала отличается от других ее форм, например, за определенное поведение или за старания».